Дмитриевский, Алексей Афанасьевич — различия между версиями

Материал из справочника «Авторы трудов об Астраханском крае»
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:Dmitrievskiy.jpg|200px|thumb|right|Дмитриевский А.А.]]
 
[[Файл:Dmitrievskiy.jpg|200px|thumb|right|Дмитриевский А.А.]]
'''[[wikipedia:Дмитриевский,_Алексей_Афанасьевич|Алексей Афанасьевич Дмитриевский]] (1856 — 1929)''' — выдающийся русский историк, богослов и литургист, секретарь Императорского Православного Палестинского Общества.  
+
'''[[wikipedia:ru:Дмитриевский,_Алексей_Афанасьевич|Алексей Афанасьевич Дмитриевский]] (1856 — 1929)''' — выдающийся русский историк, богослов и литургист, секретарь Императорского Православного Палестинского Общества.  
 
Алексей Афанасьевич родился 11 (23) марта 1856 г. в семье причетника станицы Дурновской (ныне с. Рассвет Наримановского района) Астраханской губернии Афанасия Петровича и его жены Елены Феодоровны. Семья была бедной, но дружной. Родители ничего не жалели для своих детей и смогли дать им образование. Для всякого лица мужского пола, происходящего из духовного сословия, в то время был один-единственный путь — пойти учиться в духовное учебное заведение. Потому чуть только Алексею исполнилось 12, его отдали на воспитание в местное духовное училище и духовную семинарию, где будущий ученый с мировым именем провел 10 лет. Если духовное училище давало начальное образование, то духовная семинария в то время была средним учебным заведением, дававшим не только знания в области богословских наук, но и основательную подготовку по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам.
 
Алексей Афанасьевич родился 11 (23) марта 1856 г. в семье причетника станицы Дурновской (ныне с. Рассвет Наримановского района) Астраханской губернии Афанасия Петровича и его жены Елены Феодоровны. Семья была бедной, но дружной. Родители ничего не жалели для своих детей и смогли дать им образование. Для всякого лица мужского пола, происходящего из духовного сословия, в то время был один-единственный путь — пойти учиться в духовное учебное заведение. Потому чуть только Алексею исполнилось 12, его отдали на воспитание в местное духовное училище и духовную семинарию, где будущий ученый с мировым именем провел 10 лет. Если духовное училище давало начальное образование, то духовная семинария в то время была средним учебным заведением, дававшим не только знания в области богословских наук, но и основательную подготовку по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам.
  

Версия 15:00, 7 сентября 2016

Файл:Dmitrievskiy.jpg
Дмитриевский А.А.

Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856 — 1929) — выдающийся русский историк, богослов и литургист, секретарь Императорского Православного Палестинского Общества. Алексей Афанасьевич родился 11 (23) марта 1856 г. в семье причетника станицы Дурновской (ныне с. Рассвет Наримановского района) Астраханской губернии Афанасия Петровича и его жены Елены Феодоровны. Семья была бедной, но дружной. Родители ничего не жалели для своих детей и смогли дать им образование. Для всякого лица мужского пола, происходящего из духовного сословия, в то время был один-единственный путь — пойти учиться в духовное учебное заведение. Потому чуть только Алексею исполнилось 12, его отдали на воспитание в местное духовное училище и духовную семинарию, где будущий ученый с мировым именем провел 10 лет. Если духовное училище давало начальное образование, то духовная семинария в то время была средним учебным заведением, дававшим не только знания в области богословских наук, но и основательную подготовку по гуманитарным и естественно-научным дисциплинам.

Алексей закончил семинарию первым студентом, потому и был рекомендован начальством для продолжения обучения в Казанскую духовную академию. С 1878 г. — года поступления А. А. Дмитриевского в это учебное заведение, вся его жизнь будет посвящена служению богословской науке и просвещению. Духовные академии, которых, к слову сказать, в дореволюционной России было всего три, готовили преподавателей для тех же академий и духовных семинарий. Программа обучения была чрезвычайно широкой, но была и специализация в рамках академического курса. Алексей Афанасьевич с детства любил церковные службы и со своими братьями довольно часто играл в богослужения, совершая по памяти тот или иной фрагмент служб. Потому, когда он достиг зрелости, перед ним не стояло больше вопроса, в чем же специализироваться в высшей богословской школе, академии. Он выбрал церковно-практическое отделение, на котором обучался в течение четырех лет и закончил в 1882 году со степенью кандидата богословия. Одним из любимых им академических учителей был также выдающийся русский ученый Николай Фомич Красносельцев, общение с которым наложило неизгладимый отпечаток на Алексея Афанасьевича и определило его научные интересы на долгие-долгие годы.

По окончании обучения в академии все выпускники распределяются по семинариям, где должны в течение нескольких лет быть преподавателями той или иной дисциплины. Алексея Афанасьевича первоначально распределили преподавателем в Самарскую духовную семинарию, однако в том же году было принято иное решение и его оставили приват-доцентом или, как сказали бы сейчас, сверхштатным преподавателем по кафедре церковной археологии и литургики. Но преподавателем в родной для него alma mater он был недолго. Уже в 1883 году он защитил магистерскую диссертацию и был избран доцентом по кафедре церковной археологии и литургики Киевской духовной академии, и с 1884, вплоть до 1907 года, он состоял на службе в указанном учебном заведении.

За время преподавания в Киевской академии Алексей Афанасьевич создал множество трудов, посвященных истории богослужения, подготовил целую плеяду первоклассных специалистов, создав, тем самым, русскую школу литургики и обеспечив развитие этой части богословской науки на долгие годы вперед. В это же время он предпринимает ряд поездок в богатейшие книжные и рукописные собрания Европы и православного Востока, где не жалея сил переписывает ту или иную ценную рукопись от начала до конца, либо составляет подробные аннотации. Результатом этой деятельности явился трехтомный труд под названием «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока», принесший ему мировую известность. За первый том «Описания» Алексей Афанасьевич был удостоен степени доктора церковной истории. Материала было собрано так много, что хватило бы еще на два тома, но прогремевшая революция не позволила довести этот проект до конца.

В 1907 г. А. А. Дмитриевский, получив звание ординарного профессора, выходит на пенсию от академической службы и перебирается на постоянное жительство в Санкт-Петербург, где становится секретарем Императорского православного палестинского общества. На этой должности он проявил себя как талантливый администратор и организатор науки. Вплоть до 1918 года, когда он вынужден был оставить свой пост, им было создано множество научных и популярных исследований, посвященных православному Востоку и русскому присутствию в Палестине и не потерявших своего значения до настоящего времени.

С приходом к власти большевиков и отделением Церкви от государства и школы от Церкви, Алексей Афанасьевич остался без пенсии и должности и, соответственно, без средств к существованию. Поэтому он решил в 1919 г. вернуться в родную ему Астрахань и попытаться устроиться здесь. Ему было предложено сначала место профессора, а потом и проректора новообразованного Астраханского государственного университета. Учебной и научной деятельности он отдавал себя без остатка: преподавал гражданскую и византийскую истории, греческий язык, вновь вернулся к краеведческой тематике в своих научных изысканиях. Кроме этого он был представителем от Церкви в Комиссии по изъятию церковных ценностей, пытаясь спасти предметы церковной старины, имеющие большую культурную ценность, от произвола самой же комиссии. Однако его бурная деятельность стала постепенно сворачиваться. В 1922 г. его на 6 месяцев заключили в тюрьму по нелепому обвинению в контрреволюции, и в том же году Астраханский университет была закрыт, а Алексей Афанасьевич опять остался в положении безработного.

Но, как говорится, мир не без добрых людей! В Петрограде у А. А. Дмитриевского оставались друзья и коллеги, поэтому он, при помощи С. Ф. Платонова и Ф. И. Успенского, в первой половине 1923 года перебирается в этот некогда столичный город. Ученый мир испытывал к Алексею Афанасьевичу невероятное уважение и, можно сказать, даже благоговение. Потому сразу же по его переезде в Петербург его пригласили преподавать на Богословских курсах, реорганизованных в 1925 г. в Высшие Богословские курсы. На них он преподавал вплоть до закрытия курсов в 1928 г.

До самых последних дней своего земного бытия он не переставал заниматься научными изысканиями и, несмотря на изрядно испорченное зрение, успел подготовить к изданию ряд монографий, которые ему не суждено было напечатать и увидеть изданными при своей жизни. Однако уже в наше время работа по публикации его наследия ведется и, хочется надеяться, что в скором времени не останется ни одного сочинения, которое было бы написано Алексеем Афанасьевичем «в стол».

Умер А. А. Дмитриевский 10 августа 1929 года и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Долгое время над могилой стоял одинокий крест, но недавно трудами его родственников был установлен мраморный памятник.

Труды и публикации

  • [Дмитриевский, А.А.]. К «Ключаревской летописи» дополнение : (Материалы для истории Астрах. иерархии) / [Публ. проф. Алексей Дмитриевский]. - Астрахань : тип. В.Л. Егорова, [1899]. - 12 с. – Отт. из № 1 «Астраханских епархиальных ведомостей» за 1899 г.
  • Дмитриевский, А.А. К «Ключаревской летописи» дополнение : (материалы для истории Астраханской епархии) / Алексей Дмитриевский // Астраханские епархиальные ведомости. - 1899. – № 1. – С. 26-28.
  • Дмитриевский, А. А. К вопросу о проповеднических трудах Никифора Феотоки, в бытность его архиепископом Астраханским и Ставропольским : (Поправки и доп.) / [Доц. Киев. духов. акад. Алексей Дмитриевский]. - Астрахань : тип. Н.Л. Рослякова, [1895]. – 14 с. ; 24 см. – Авт. указан в конце текста. - Отт. из № 14 «Астраханских епархиальных ведомостей» 1895 г.
  • Дмитриевский, А.А. К трехсотлетнему юбилею Астраханской епархии : (Житие и подвиги первого архиеп. Астрах. Феодосия) / А.А. Дмитриевский. – Киев : тип. И.И. Горбунова, 1903. – [2], 27 с.
  • Дмитриевский, А.А. К трехсотлетнему юбилею Астраханской епархии: (Житие и подвиги первого архиепископа астраханского Феодосия) // Труды Киевской духовной академии. 1903. – № 5. – С. 145–171.
  • Дмитриевский, А.А. На первый день Пасхи в калмыцкой кибитке // Астраханские епархиальные ведомости. – 1886. – № 12. – С. 435–441.
  • Дмитриевский, А.А. «Незабудки» на могилу архиепископа Астраханского Павла Суботовского (1825–1832 гг.) с его родины // Астраханские епархиальные ведомости. – 1894. – № 5. – С. 157–161.
  • [Дмитриевский, А.А.] Новый почетный член Церковно-археологического общества при Киевской духовной Академии [Г.Г. Покровский, настоятель Гостинно-Николаевской церкви г. Астрахани] : (Письмо в редакцию из Киева) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1898. – № 5. – С. 194–196.
  • Дмитриевский, А. А. О состоянии сектантства в Астраханском крае в царствование Александра Благословенного по документам архива Консистории / Алексей Дмитриевский // Астраханские епархиальные ведомости. – 1878. – № 22. – С. 323-332.
  • Дмитриевский, А.А. Открытое письмо в редакцию // Астраханские епархиальные ведомости. – 1897. – № 14. – С. 557–559.
  • Дмитриевский, А.А. Памяти в Бозе почившего о. протоиерея Гостинно-Николаевской церкви Г. Г. Покровского: (ко дню его годовщины) // Астраханские епархиальные ведомости. – 1901. – № 15.- С. 619–623.
  • Дмитриевский, А. А. Памяти заштатного диакона Афанасия Петровича Дмитриевского (ум. 9 нояб. 1912 г.) и его супруги Елены Феодоровны (ум. 1 июля 1913 г.) / [Засл. проф. Алексей Дмитриевский]. – Астрахань : тип. Губ. правл. , [1913] – 10 с.
  • Дмитриевский, А. А. По поводу издания в свет нескольких трактатов и писем Никифора Феотоки //Астраханские епархиальные ведомости. – 1895. – № 8. – С. 235-244.
  • Дмитриевский, А. А. Приезд в Астрахань восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и связанное с ним учреждение здесь митрополии / [Проф. Ал. Дмитриевский]. - Астрахань : тип. В.Л. Егорова, [1903]. - 21 с.
  • Дмитриевский, А. А. Приезд в Астрахань восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и связанное с ним учреждение здесь митрополии : (Из второго путешествия патриарха Антиохийского Макария в Москву и обратно в Дамаск) : Речь, произнес. 19 мая 1903 г. на торжеств. по случаю трехсотлет. существования Астрах. епархии акте в местной Духов. семинарии / Проф. А.А. Дмитриевский. - Киев : тип. И.И. Горбунова, 1904. – [2], 42 с. ; 24 см. – Отт. из журн. «Труды Киевской духовной Академии» № 3, 1904 г.
  • Дмитриевский, А. А. Сочувствие жителей селения Самозделки к воинам, проливающим кровь свою за единоверных нам братьев-славян Балканского полуострова // Астраханские епархиальные ведомости. – 1878. – № 7. – С. 109–111.

Литература о жизни и деятельности

  • Акишин С.Ю. Последний период жизни и судьба научного наследия профессора Киевской духовной академии А.А. Дмитриевского // Труды Киевской духовной академии. – 2011. – № 15. – С. 250-267.
  • Акишин С.Ю. Преподавательская деятельность профессора А.А. Дмитриевского на Высших богословских курсах Ленинграда // Труды Киевской духовной академии. – 2012. – № 17. – С. 251-278.
  • Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856-1929) [Электронный ресурс] : 80-летию со дня кончины посвящается : 259 электронных книг и статей в форматах pdf и djvu общим объемом 12600 страниц / Изд-во «Аксион эстин». – Мультимедийное информационное электронное издание (688 Мб). - Санкт-Петербург : Изд-во богословской литературы "Аксион эстин", 2009. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. ; 13 . - (Великие русские ученые и богословы ; вып. 1).
  • Дмитриевский Алексей Афанасьевич / С.Ю. Акишин // Православная энциклопедия. Т. 15. – М., 2007. – С. 429-438.
  • Дмитриевский Алексей Афанасьевич (1856-1929): // Русские писатели-богословы Исследователи богослужений и церковного искусства: биобиблиограф. указатель. – М., 2004. – С. 30-46.
  • Летницкий, Н. И. Новый член-корреспондент Академии наук, ординарный профессор Киевской духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский. – Астрахань : тип. В.Л. Егорова, 1904. – [2], 10 с.
  • Романцова, Е.В. Философское осмысление историко-религиозных, политических и педагогических взглядов А.А. Дмитриевского / Е.В. Романцова // Астраханский меридиан : альманах. Вып. 1. Духовная традиция : региональные исследования. – Астрахань, 2010. – С. 60-70.
  • Трембовецкий И.В. А.А. Дмитриевский: неизвестное детство // Церковь. Богословие. История: мат. II Всероссийской научно-богословской конф. (Екатеринбург, 12 февраля 2014 г.). – Екатеринбург, 2014. – С. 244-251.
  • Успенский Н.Д. Из личных воспоминаний об А.А. Дмитриевском // Богословские труды. Сб. 4. – М.: Московская патриархия, 1968. – С. 85-89.